К главной странице

БИБЛИОТЕКА
ГУМАНИТАРНОЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова

С(А)ФУ

| Главная | О библиотеке | Новые поступления | Каталоги | Электронная библиотека | Услуги |


 Главная > Копилка библиографаРоссийское образование в художественной литературе


Российское образование в художественной литературе

Список литературы из фонда абонемента художественной литературы Научной библиотеки ПГУ


Образование в дореволюционной России

1.

Аксаков С.Т.
Собрание сочинений в трёх томах.
- М.: Худож. лит., 1986.- 559 с., портр.
Т.2: Воспоминания
– 1986.

В том входят воспоминания С.Т.Аксакова о годах учёбы в Казанской гимназии и университете.

2.

Белый А.
На рубеже двух столетий. Воспоминания.
В 3-х кн. Кн. 1 / редкол.: В.Вацуро, Н.Гей, Г.Елизаветина и др.; вступ. статья, подгот. текста и коммент. А.Лаврова. – М.: Худож. лит., 1989. – 543 с., ил., портр. – (Литературные мемуары).

Первая книга мемуарной трилогии Андрея Белого (1880 – 1934) «На рубеже двух столетий» посвящена воспоминаниям о семье, об отрочестве писателя, о поливановской гимназии (Гл.4). Большое место занимает в книге описание профессуры Московского университета начала ХХ века (Гл.5).

3.

Бруштейн А.Я.
Дорога уходит в даль
: Трилогия. – М.: Советский писатель, 1985. – 640 с.

Автобиографическая трилогия. Детство, юность героини проходят в революционной России, в семье, богатой демократическими традициями. Многие страницы произведения посвящены учёбе героини в институте для девочек в городе Вильно.

4.

Будогоская Л.А.
Повесть о рыжей девочке
: повести / предисл. Л.Пантелеева; Худож. В.Коновалов. – М.: Сов. Россия, 1987. – 224 с., ил.

В сборник известной писательницы Лидии Будогоской (1898–1984) вошла автобиографическая повесть о гимназических годах (начало ХХ века).

5.

Вересаев В.В.
Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5
. – М. : Правда, 1961. – 536 с.

Воспоминания.
Ч.1. В юные годы (гимназия).
Ч.2. В студенческие годы (Петербургский университет).

6.

Волков О.В.
Век надежд и крушений
: Воспоминания, повести, рассказы, очерки. – М. : Советский писатель, 1989. – 736 с.

«Из истории старого Московского университета» (с. 700-715).

7.

Волконский, Сергей.
Мои воспоминания
. В двух томах. Т.2. Родина. – М. : Искусство, 1992. - 383 с.

Глава «Гимназия и университет. Об образовании и среде. «Интеллигенция». Министерство народного просвещения. Восьмидесятые годы (с. 43 –64).

8.

Воронский А.К.
Избранное
/ предисл. А.Дементьева. – М. : Худож. лит., 1976. – 629 с.

Книга воспоминаний «Бурса».

9.

Гарин–Михайловский Н.
Детство Тёмы; Гимназисты
: Повести / Послесл. А. Муратова. – Л.: Худож. лит, 1988. - 16 с.

Две повести из автобиографической тетралогии.

10.

Гарин–Михайловский Н.
Студенты. Инженеры
. – М. : Худож. лит., 1972. – 478 с.

Студенческие годы героя проходят вначале в Петербургском университете, затем в Технологическом институте.

11.

Герцен А.И.
Былое и думы. Части 1–3
/ вступ. статья и комм. Г. Елизаветиной. – М. : Правда, 1983. – 448 с., 4л. ил.

Одно из величайших автобиографических произведений русской и мировой литературы. Первый том посвящен жизни писателя в России – его детству, учению в университете…

12.

Гончаров И.А.
Собрание сочинений в восьми томах.
Т.7
: Очерки, повести, воспоминания. – М.: Худож. лит., 1954. – 536 с.

Ч.1.:В университете (с. 193 – 223).

13.

Греч Н.И.
Записки о моей жизни
. – М.: Книга, 1990. – 396 с. (Историко-литературный архив).

«Воспоминания юности» (с. 155 – 166).
Автор учится в юнкерской школе в начале XIX века.

14.

Дугин Л.И.
Лицей
: Роман. – М.: Советский писатель, 1977. – 256 с.

В романе автор воссоздает образ А.С.Пушкина в последний год пребывания его в лицее.

15.

Жажда познания. Век XVIII: Сборник. Вознося главу: Роман / Н. Советов. Век просвещения: документы, мемуары, литературные памятники. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – 669 с.

Книга посвящена одной из переломных эпох в развитии отечественной культуры и науки – XVIII веку, «веку просвещения». В центре повествования – великий русский учёный-энциклопедист М.В.Ломоносов. В книгу вошёл роман Н.М.Советова «Вознося главу», сочинения М.В.Ломоносова и воспоминания о нём, материалы о жизни и деятельности целой плеяды талантливых русских людей XVIII столетия – учёных, просветителей, деятелей искусства.

16.

Жихарев С.П.
Записки современника
. – М.-Л.: АН СССР, 1953. - 835 с.
Ч.1: Дневник студента
. - с. 7-236

В начале Х1Х века С.П.Жихарев, сын рязанского помещика являлся студентом Московского университета.

17.

Короленко В.Г.
История моего современника
. В четырех томах. Т. 1-2. – М.: Правда, 1985. – 704 с., ил.

Т.1.: Обучение в гимназии, сначала в Житомире, затем в Ровно.
Т.2.: Студенческие годы: Технологический институт в Санкт-Петербурге, затем Петровская академия в Москве.

18.

Крашенинников Н.А.
Целомудрие
: Роман. – М.: Советский писатель, 1991. – 608 с.

Жизнь героя описывается с девятилетнего возраста: его учёба в деревенской затем городской школе, гимназии, университете (конец XIX века).

19.

Куприн А.И.
Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.3.
– М.: Худож. лит., 1971.

«На переломе» (с. 7–72) автор описывает жизнь и обучение детей в Кадетском корпусе, воспитанником подобного учебного заведения был и сам А.И. Куприн.

20.

Лихачев Д.С.
Избранное
: Воспоминания. – СПб.: Изд-во «Logos», 1997. – 608 с.

Статьи воспоминаний: «Гимназия Человеколюбивого общества», «Гимназия и реальное училище К.И.Мая», «Университет»…

21.

Марков М.Г.
Трудное детство
: Повесть. – Архангельск: Арх. кн. изд-во, 1963. – 164 с.

Известный мореплаватель, выдающийся ледовый капитан М.Г.Марков рассказывает о детских годах, проведенных им в одном из дореволюционных архангельских приютов, «доме трудолюбия».

22.

Маршак С.Я.
В начале жизни
: Страницы воспоминаний. – М.: Советский писатель, 1961. – 300 с.

Воспоминания о годах учёбы в гимназии.

23.

Нарежный В.Т.
Сочинения
: в 2-х т. – М.: Худож. лит., 1983.
Т.2 : Романы и повесть. – 1983. – С. 8–286.

«Бурсак, малороссийская повесть».

24.

Никитин И.С.
Дневник семинариста
: Повесть. – М.: Сов. Россия, 1976. – 159 с.

Изображение семинарского уклада и нравственное состояние героев.

25.

Обрант С. (Залман Хаимович Обрант).
Школа корабелов
: историческая повесть. – Л.: Дет. лит., 1958. – 208 с.

В занимательной и живой форме показана жизнь и учёба в школе корабельной архитектуры.

26.

Паустовский К.Г.
Собрание сочинений
: в 9-ти т. – М.: Худож. лит., 1981.
Т. 4 : Повесть о жизни. Кн. 1-3. – 1982. – 734 с.

Первая книга автобиографической трилогии («Далёкие годы») повествует о детстве и гимназических годах героя.

27.

Помяловский Н.Г.
Очерки бурсы
. – Л.: Лениздат, 1977. – 175 с.

Быт и нравы в бурсе.

28.

Рубинштейн Л.В.
В садах лицея
: повесть. – М.: Детская литература, 1969. – 207 с.

Царскосельский Лицей времён А.С. Пушкина.

29.

Серафимович А.С.
Собрание сочинений. Т.7
. Повести и рассказы. – М.: Худож. лит., 1948. – 344 с.

Очерк «Бурса» с. 295–298.

30.

Сычугов С.И.
Записки бурсака
. – М.-Л.:Академия, 1933. – 352 с. – (Русские мемуары).

Автобиографическое повествование доктора С.Сычугова, отпрыска семьи провинциального священника о годах своего учения в бурсе, семинарии и университете в последние годы царствования Николая I.

31.

Толстой Л.Н.
Детство. Отрочество. Юность
. – М.: Худож. лит., 1986. – 320 с.

В третьей части книги писатель рассказывает об экзаменах в университет и учебе в нём.

32.

Трубецкой С.Е.
Минувшее
. – М.: ДЭМ, 1991. – 336 с.

Гл. «1905 год» - с. 50 – 67
Гл. «Университетские годы» - с. 67 – 72
Автор воспоминаний, князь С.Е. Трубецкой, повествует о Киевской гимназии, куда он поступил в 1905 году в 6-й класс и Московском университете, где он учился с 1908 по 1912 годы.

33.

Тынянов Ю.Н.
Пушкин
: роман. – М.: Худож. лит., 1990 – 544 с.

Часть вторая: Лицей.

34.

Фет А.А.
Воспоминания
/ предисл. Д.Благого, сост. и прим. А.Тархова. – М.: Правда, 1983. – 496 с.: ил.

Гл. «Ранние годы моей жизни».
Ч.2. – с. 99–122
Об учёбе и порядках в школе (пансионе) немецкого педагога Крюммера в г.Верре (Лифляндия) (1835–1837 гг.).
Ч.3. – с. 123 – 183.
Годы учёбы в Московском университете (1839–1844 гг.).

35.

Чарская Л.А.
Сибирочка. Записки маленькой гимназистки
: повести/ предисл. И.Стрелковой; рис. Е.Никитиной, М.Федоровской. – М.: Дет. лит., 2004. – 332 с.: ил.

36.

Чернышевская Н.М.
Повесть о Чернышевском
. – Саратов: Приволж. Кн. Изд – во, 1969. – 219 с.

С 1842 по 1846 год Н.Г. Чернышевский учился в духовной семинарии города Саратова.

37.

Чуковский К.И.
Чудо–дерево; Серебряный герб
. – М.: Дет. лит., 1967. - 592 с.

«Серебряный герб» - повесть о гимназических годах, основанная на воспоминаниях автора.

38.

Шадрин И.
Бурса
: повесть из современной жизни духовных семинарий и духовенства. – Петроград, 1917. – 368 с. (р.кн.).

39.

Шолом–Алейхем.
Тевье–молочник; Повести и рассказы
. – М.: Худож. лит., 1969. – 688 с.

«Гимназия»: Рассказ. – с. 262 – 273.

вверх

Российское образование после 1917 года

1. Азаров Ю.П.
Печора
: роман. - М.: Светский писатель, 1990. – 128 с. (Роман-газета № 3–4).

В книге сложно переплелись судьбы детей осуждённых и детей тюремщиков – жертв и палачей, представителей разных возрастов и социальных групп, оказавшихся в 1954 году в центре, в своего рода «Северной столице» того края, который Солженицын назвал «Архипелагом ГУЛАГом».
2. Алпатов М.А.
Возвращение в юность
. – М.: Мол. Гвардия, 1983. – 207 с., ил.

Автобиографическая повесть известного советского историка о становлении советского студенчества, первых шагах молодых рабочих, крестьян и красноармейцев – будущих представителей народной интеллигенции – в стенах высшей школы.
3. Апасов А.А.
Разгуляй. Лирическая хроника
: роман. – М.: Советский писатель, 1987. – 384 с.

Роман посвящен жизни молодёжи – проблемам морально – этической чистоты человеческих отношений. В центре внимания вчерашний школьник, затем студент Московского университета. В романе широко представлено лирическое окружение героя, передана бурная атмосфера жизни 60-х годов. В произведении активно используются исторические ретроспекции, поднимаются вопросы общественной значимости литературы и искусства.
4. Белых Г.Г.
Республика ШКИД
: повесть / Г.Г. Белых, Л. Пантелеев, вст. ст. С. Маршака; рис. С.Спицына. – М.: Дет. лит., 2005. – 462 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Замечательная повесть о жизни одного из детских домов 20-х годов ХХ века – школе индивидуального социального воспитания им. Достоевского – сокращенно ШКИД, - рассказанная её бывшими воспитанниками.
5. Бобышев Д.
Я здесь
: человекотекст. – М.: Вагриус, 2003. – 400 с.

Автобиографическая книга о послевоенном Ленинграде, о «хорошей» и «плохой», по мнению автора, школах, в которых ему довелось учиться, о Техническом институте, куда он поступил после окончания школы.
6. Василенко И.
Звездочка
: повесть. – М.-Л.: Дет. лит., 1951. – 95 с.

Повесть о послевоенных подростках, их учёбе в ремесленном училище, их дружбе и проблемах.
7. Власов Ю.П.
Красные валеты
: роман. – М.: Алгоритм, 2005. – 336 с.

О жизни в Суворовском училище.
8. Годенко М.М.
Полоса отчуждения
: повести. – М.: Мол. Гвардия, 1982. – 221 с.

Повесть «Студент в бушлате» посвящена студентам первых послевоенных лет, бывшим фронтовикам, их надеждам, стремлениям, поискам своего места в жизни.
9. Григорьев А.
Воспоминания
. – М.: Наука, 1988. – 440 с.

«Семинарист тридцатых годов» - с. 25.
10. Дементьев Н.С.
Мои дороги
: повести. – М.: Современник, 1972. – 440 с.

Повесть «Весенний семестр» рассказывает о студенте ленинградского технического института Павле Каурове, о жизни студентов в 80-е годы.
11. Демьянов А.И.
Ветка вереска
: повесть. – М.: Современник, 1990. – 191 с.

Середина пятидесятых годов, нищенский быт студентов провинциального техникума – вот фон, на котором разворачивается действие повести.
12. Евдокимов Д.В.
Добрые времена
: повести. – М.: Сов. Россия, 1987. – 360 с.

Герои трилогии – студенты московского института – показаны в различных жиз­ненных ситуациях. Первую проверку гражданской и трудовой закалки они проходят на целине, затем получают звание офицеров запаса на стажировке в летних военных лагерях и, наконец, став молодыми специалистами, вступают во «взрослую» жизнь.
13. Изюмский Б.В.
Алые погоны
: трилогия. – М.: Молодая гвардия, 1954. – 599 с.

О воспитанниках Суворовского училища в 50-е годы.
14. Икрамов К.А.
«Славно за бугром коней пасти…»
: повесть./ худ. В. Аверьянов. – М.: Дет. лит., 1989. – 208 с.: ил.

Автор рассказывает об учащихся СПТУ, готовящихся стать сельскими механизаторами, о взаимоотношениях учащихся и педагогов.
15. Каверин В. А.
Открытая книга
: роман/ худ. Б. Жанков. – Кишинев: Лит. артистикэ, 1984. – 664 с. – (Б-ка юношества).

Годы обучения девушки Тани в медицинском институте в начале ХХ века.
16. Каверин В.А.
Два капитана
: роман. – М.: Машиностроение, 1984. – 680 с.: ил.

О жизни воспитанников московской школы – коммуны после революции 1917 года.
17. Кассиль Л.А.
Кондуит и Швамбрания
: повесть / худ. Е. Медведев. – М.: Сов. Россия, 1985. – 288 с., ил.

Широко известная повесть, в которой изображаются революционные события 1917 года в восприятии детей среднего интеллигентского круга, ломка старой гимназии и первые годы советской трудовой школы.
18. Коковин Е.С.
Детство в Соломбале
: повести. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1979. – 360 с.

Ч.2: Морская школа.
Действие происходит в Архангельске, после Гражданской войны.
19. Коковин Е.С.
Повесть о суворовцах
. – Архангельск: ОГИЗ, 1949. – 111 с.
20. Кропотин В.А.
Коридоры памяти
: повесть. – М.: Дет. лит., 1991. – 335 с.: ил.

Суворовское училище.
21. Макаренко А.С.
Марш 30-х годов
. - М.: Просвещение, 1967. – 311 с.: ил., портр.

Описание коммуны, насыщенное документальными материалами и воспоминаниями сотрудников и учеников А.С. Макаренко.
22. Макаренко А.С.
Педагогическая поэма
/ худ. А. Слепков. – М.: Дет. лит., 1986. – 622 с., ил. – (Школьная библиотека).

Книга выдающегося писателя-педагога о работе с беспризорными детьми в 20-е годы, о воспитании нового молодого поколения советских людей.
23. Макаренко А.С.
Флаги на башнях
: повесть в трёх частях. – М.: Правда, 1986. – 496 с., ил.

В повести изображён тот замечательный коллектив коммуны, в котором работал автор, изобразив его внутреннее движение, его судьбу, его окружение.
24. Машкин Г.Н.
Письменная работа
: роман-хроника. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 287 с.: ил.

Студенчество 60-х годов.
25. Огнев Н.
Дневник Кости Рябцева
: повесть / худож. Е. Медведев. – М.: Сов. Россия, 1989. – 304 с., ил.

Книга о школе первых лет революции, о пресловутом Дальтон-плане. Форма повести – дневник ученика – даёт возможность писателю дать яркую картину жизни школьной и рабочей молодёжи 20-х годов.
26. Осипов В.Д.
Факультет журналистики
: роман. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 367 с. – (Современный городской роман).

Роман рассказывает о становлении характеров молодых людей, будущих журналистов. В романе точно передана атмосфера, приметы жизни начала пятидесятых годов: студенты участвуют в строительстве нового здания университета на Ленинских горах, Волжской ГЭС.
27. Пикуль В.С.
Мальчики с бантиками
: Повесть. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1989. – 272 с.

Повесть о флотской юности, о событиях 1942 года. В эту суровую военную пору на Соловецких островах была создана Школа Юнг ВМФ. Мальчики, съехавшиеся на Соловки со всей страны, получили здесь военно-морские специальности, а позднее участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
28. Полянский Б.И.
Суворовцы
: повесть. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 263 с.: ил.

О воспитанниках одного из первых суворовских училищ.
29. Попов Н.И.
Абанер
(Хроника школы второй ступени). – М.: Сов. Россия, 1972. – 176 с.
30. Прилежаева М.П.
Зелёная ветка мая; Юность Маши Строговой
: повести/ послеслов. Т. Полозовой. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 494 с.: ил.

Образование в годы революции 1917 года и становления советской власти и в грозные военные годы Великой Отечественной войны.
31. Спицын Н.Т.
По обе стороны двери
: повесть. – М.: Дет. лит., 1990. – 112 с.: ил.

Об учащихся ПТУ.
32. Трифонов Ю.В.
Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1.
– М.: Худож. лит., 1985. – 754 с.

Повесть «Студенты» из жизни вузовской молодёжи в первые послевоенные годы. В основу повести легли впечатления юности писателя.
33.

Цессарская А.В.
Испытание
: повесть об учителе и ученике. – М.: Дет. лит, 1991. – 191 с.: ил.

Обучение в ПТУ.

вверх


| Список составлен зав. сектором художественной литературы Коротовой М.Ю. и ведущим библиотекарем Селезневой Л.Я.|


| назад |