К главной странице

БИБЛИОТЕКА
ГУМАНИТАРНОЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова

С(А)ФУ


| Новости | О библиотеке | Новые поступления | Каталоги | Электронная библиотека | Услуги |


  Главная > Электронная библиотекаПортал качественных исследований

Портал качественных исследований


Разработка доцента кафедры философии ПГУ,
кандидата философских наук Огарышевой Н.П.

Виды исследовательских интервью:

Портал качественных исследований создаётся для обучения студентов разным видам исследовательских интервью. Как подготовить, провести, представить, интерпретировать, дать анализ таких интервью - объясняется на данном портале. Приводятся образцы и примеры разных видов интервью. В дальнейшем - лучшие исследовательские интервью студентов будут также размещаться на данном портале.
Качественное феноменологическое исследовательское интервью радикально отличается от количественных исследований и поверхностных интервью тем, что стремится проникнуть в смысловое содержание внутреннего жизненного мира человека. Для этого необходимо научиться глубинному диалогу, умению "разговорить" человека и сформулировать интересные, выявляющие его мировоззрение вопросы. Обучение диалоговым беседам о смыслах и ценностях человека, установление взаимопонимания с ним, расширение горизонта своих смыслов за счёт освоения чужих - вот основные задачи этого портала.
Портал предназначен как для студентов гуманитарных специализаций: социологов, культурологов, религиоведов, философов и пр. Так и для студентов специализаций психология, социальная работа, управление, которые будут обучаться такого вида исследованиям в рамках изучения предмета философии. Так же портал может быть полезен всем, кто заинтересован в глубинных качественных исследованиях, и кого волнует, что чувствуют, чем живут, как мыслят их современники, мужчины и женщины разных возрастов, разных профессий и занятий. Этот портал будет полезен и журналистам для обучения более качественной и глубинной журналистике.
Для того чтобы узнать, как люди понимают себя, свою жизнь, свою профессию, свои мотивы поведения и базовые мировоззренческие установки, нужно заинтересованно и грамотно расспросить их об этом. Вот этой грамотной беседе, которая бы вызывала интерес и у самого респондента (того, кому мы задаём вопросы) должны научиться студенты в ходе освоения разных видов исследовательских интервью.
Виды исследовательских интервью, которые будут осваивать студенты, следующие: философско-мировоззренческое, представление о профессии, культурно-тематическое, интервью с творческим человеком, психологическое интервью и история жизни. Поскольку интервью часто затрагивают глубинные стороны человеческой жизни, то по просьбе респондентов при оформлении интервью могут опускаться их фамилии, и респонденты даже могут скрываться под псевдонимом, если это сделает их ответы более искренними. Но необходимо описать что-то, что даст некое представление об этом человеке, например, образование, возраст, пол, род занятий, профессия и т.п.
Философско-мировоззренческое интервью - это вид исследовательского интервью, в ходе которого получают представление о философских взглядах респондента по основным мировоззренческим вопросам (аксиологическим, онтологическим, гносеологическим, этическим, эстетическим, духовно-религиозным, социально-политическим и т.п.). Этот вид интервью позволяет практически освоить различные предметные области философии, поэтому будет применяться как обязательное задание при изучении философии.
Представление о профессии - это очень актуальный для студентов вид исследовательского интервью об их будущей профессии. В качестве респондентов могут выступать как специалисты-профессионалы в данной профессии, так и выпускники, только получившие эту профессию - молодые специалисты. Цель такого интервью - расспросить о будущей профессии, о практических сферах работы, о навыках и способностях, которые будут нужны для работы и т.п.
Культурно-тематическое интервью - это исследовательское интервью на определённую культурную тему, чтобы выяснить интерпретацию и понимание смыслов этой темы респондентом. В качестве культурной тематики нами выбрана тематика театральных постановок в Архангельском молодёжном театре. Просмотр и обсуждение спектаклей с сокурсниками, составление вопросов по спектаклю артистам и режиссёру помогают лучше понять ценностное содержание спектакля, его создание и характеры героев. Культурно- тематическое исследовательское интервью позволяет опосредованно, через обсуждение культурной темы, расспросить о жизненных ценностях человека через его интерпретацию этой темы.
Интервью с творческим человеком - это вид исследовательского интервью о творческих аспектах профессии или занятия человека, связанного с искусством. Это интервью берётся у актёра, музыканта, поэта, художника, режиссёра, руководителя творческого коллектива, студии и т.п. В частности, у нас разработаны и проведены интервью с актёрами и режиссёром молодёжного театра, которые можно использовать в качестве примеров (на сайте внеучебной работы в разделе "Творческие объединения": "Театральный клуб"). Такое интервью позволяет лучше понять творческих людей, мотивы, смыслы и ценности творчества.
Психологическое исследовательское интервью - это интервью о психологических аспектах той или иной деятельности, профессии, а также о психологических особенностях и проблемах самого человека, о том, как человек понимает самого себя. Этот вид интервью позволяет получить знание о чувствах, переживаниях людей и мотивах их поведения.
Исследовательское интервью "История жизни" - это вид интервью об индивидуальной жизненной судьбе человека, с выделением и интерпретацией самим респондентом ключевых моментов и основных этапов этой судьбы. Оно позволяет понять, что для человека в его жизни представляется наиболее важным, какие цели и смыслы направляют его жизнь, как он сам оценивает свои жизненные обстоятельства и ситуации.
Исследовательские интервью могут проводиться в нескольких формах:
   1. Это индивидуальная беседа с респондентом, которого выбирает интервьюер. Он самостоятельно разрабатывает, проводит и представляет своё интервью.
   2. Это групповая беседа в фокус-группе, например, с актёрами молодёжного театра. Небольшими группами (3-7 человек) студенты разрабатывают интервью с понравившимся им актёром молодёжного театра и совместно проводят это интервью. Но представление и интерпретацию этого интервью, каждый делает самостоятельно.
   3. Это организация пресс-конференции. Когда вся группа студентов разрабатывает вопросы, очерёдность того, как они будут их задавать и проводят интервью с приглашённым лицом. Далее они совместно представляют интервью и те впечатления и знания, которые они в ходе него получили. Это исключительно групповая форма работы.


Любой преподаватель ПГУ может использовать эти методики для своей работы, если они покажутся ему полезными. Но хотелось бы, чтобы результаты своей работы по этим методикам со студентами, они тоже размещали на данном портале. Чтобы портал качественных исследований постоянно наполнялся интересным материалом и служил базой ПГУ для развития качественных исследований по разным специализациям обучения.

вверх

| назад |