К главной странице

БИБЛИОТЕКА
ГУМАНИТАРНОЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова

С(А)ФУ

| Главная | О библиотеке | Новые поступления | Каталоги | Электронная библиотека | Услуги |


 ГлавнаяВиртуальные выставки и презентации

2010 год объявлен Годом Учителя.
 Живой воспитательный опыт, наглядно проявляющийся в становлении юных характеров, привлекает к себе все более широкий интерес. Искусство мастеров педагогического труда изучают не только коллеги, но и родители. Давно замечено: взгляд, не отягощенный ведомственной искушенностью, не зашоренный цеховой ограниченностью, способен иной раз свежо и ярко выявит то, к чему присмотрелись, с чес свыклись. Писателям, представленным в рамках этой выставки, по-разному удалось рассказать о воспитательной палитре педагогов. Входя в тонкости их работы и жизни, авторы напоминают нам о том, как трудно порой утверждается новый воспитательный опыт. Благородные начинания их героев нередко встречались с непониманием, равнодушием и неприятием. И эта сторона судьбы учителей заставляет задуматься о бережном отношении к учительскому таланту – этому бесценному достоянию нашего общества.
 Среди встреч, которые ждут читателя на страницах представленных книг, будут и неприятные. Понятно: не всем обладателям педагогических дипломов оказывается по плечу миссия учительства. Отсюда и «педагогический негатив».
 Марку Твену принадлежат слова: «Правда всесильна, и она победит…». Можно на этом оборвать мысль, но Марк Твен добавил: «Должен сказать, что это не соответствует действительности». Сказано с грустью человеком, знающим жизнь. Но все-таки верится, что ничто содеянное в чистоте помыслов и на благо человеку не исчезает бесследно, что духовный опыт не пропадает. Учительство – что оно такое само по себе, как не передача духовного опыта из рук в руки. Исчезнуть дух учительства практически не может, и доказательством тому многие примеры духовного учительства героев представленных книг.
Все книги  из фонда абонемента художественной литературы.
Азаров Ю.П.
    Не подняться тебе, старик: Роман-исследование./ Послесл. Т.М. Афанасьевой. – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 302[2]с.
ISBN 5-235-00421-3
Книга Ю.П. Азарова, доктора педагогических наук, - это своеобразное художественно-публицистическое исследование о современной школе. В ней остро поднимаются вопросы, связанные со всем комплексом школьных проблем, таких, как творчество в учительском деле, личность учителя, система руководства школой. Писатель решил докопаться до корней кризиса отечественного образования и обнаружил клубок жизненных противоречий, которые туго оплели и новаторов и консерваторов школы и способны превратиться в бесконечную дурную повторяемость, тем самым отнимая надежду на непременную победу света над тьмой. Авторитарная педагогика никогда не сваливалась с неба – она была порождением жизни. Любая диктатура всегда больше всего заботилась о своих защитных и карательных силах, о закреплении своего образа и права, особенно- в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Советская школа планомерно превращалась в образцовую казарму. В таких условиях у педагога выбор ограничен и предопределен. Он может превратиться в добровольного и старательного надзирателя за юными. Учителя в романах Азарова являют эту странную помесь наставников детей и их надсмотрщиков. Одни из них обдирали сердце о колючую проволоку и – окровавленное – отдавали его детям, зная при этом: наградой будет только тайное и явное преследование коллег, но зато и бескорыстная преданность ребятишек. Другой путь – бесконечное лавирование, приспособление к «перманентным перестройкам». На этом опыте вызрела целая генерация отечественной интеллигенции, которую Азаров назвал оборотнями. Оборотничество в воспитании приобрело нынче ухищренные формы, внешне вполне демократичные. За этими формами нередко скрывается стремление уничтожить такие великие педагогические идеалы, как равное гармоническое развитие, социальное равенство в приобретении высшего образования, создание равных возможностей для самореализации личности. Чего греха таить, и сегодня, спустя несколько десятилетий после опубликования книги, так называемый реализм целей зачастую утверждает селекцию, элитарность, пренебрежительное отношение к людям труда, к малоимущим. Против подобных взглядов напрален роман Азарова «Не подняться тебе, старик».
Азаров Ю.П.
   Подозреваемый: Трансцендентальный роман. – М.: Вагриус, 2002. – 479[1].
ISBN 5-264-007752-7
В романе известный ученый, педагог, писатель и художник Юрий Азаров показывает огромные возможности всестороннего развития личности прежде всего с помощью новых принципов гуманистической педагогики, одним из признанных лидеров которой он является.
Азаров Ю.П.
    Соленга: Роман-исследование. / Послесл. Г. Митина. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 320 с.
«Соленга» - острое произведение о духовном становлении личности учителя, его авторитете, мастерстве и новаторстве, о подлинной гармонии в воспитании, которая возможна только тогда, когда научная технология соединяется с талантом и культурой педагога. В основе романа – живая повседневная практика, 30-летние поиски автора и многих педагогов. Значимость романа «Соленга» состоит в том, что в нем исследованы типичные стороны развития конфликтных ситуаций. Роман ярко прослеживает борьбу противоречивых сил и стремлений в душе самого учителя, борьбу, которую он ведет тяжело и из которой ему далеко не сразу удается выйти победителем! Ему удалось это в тот день, когда на жестоко несправедливом разборе его урока директором, завучем и инспектором роно он четко, открыто сказал:
«Я – молодой и неопытный учитель. Но есть у меня такие вещи, за которые я буду стоять, чего бы мне это ни стоило». Так сказал, так жил и работал дальше. Вот эта история преодоления раздвоения личности, история внутренней борьбы призвания и принципиальности с трусостью и приспособленчеством, история трудного процесса (говоря словами Чехова) выжимания из себя по капле «раба», история, приведшая к победе человеческого в человеке, - вот, что и составляет смысл романа.
Воронцова Е.А.
   Без звонка на перемену. (Непридуманные истории из школьной жизни.) – М.: Мол. гвардия, 1977. – 208с.
О людях, которые отдают школе много сил, делают больше, чем требуют того их прямые обязанности, о том, какое это трудное счастье – работать с детьми, быть не только умным, добрым, умелым, но и интересным, необычным, рассказывает эта книга. Она заставляет задуматься о главном во взаимоотношениях учеников и педагога, об авторитете и ответственности воспитателя.
Исарова Л.Т.
  Война с аксиомой: Спорные истории из школьной жизни: для старш. возраста.-2-изд., доп. – М.: Дет. лит., 1971. –175 с.
Исарова Л.Т.
   Задача со многими неизвестными: Невыдуманные истории из школьной жизни. – М.: Мол. гвардия, 1977. – 174 с.
Исарова Л.Т.
    На пороге судьбы: роман. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 255 с. – (Стрела).
Л. Исарова – писательница одной темы. Всю жизнь ее волнуют проблемы подростков, потому что воспитание молодежи – ее профессия. К первой книге «Война с аксиомой» автору пришлось дать подзаголовок «Спорные истории из школьной жизни», хотя спорность их была только в восприятии определенной категории людей – нетворческих, консервативных, служащих догме. В « Задаче со многими неизвестными» и в романе «На пороге судьбы» читатели встречают учительницу Марину Владимировну, с которой познакомились в «Войне с аксиомой». Неизменным остается переходящее из книги в книгу отношение автора к профессии школьного учителя, к ее важной социально значимой роли, твердое убеждение в том, что школа в первую очередь должна учить познанию жизни, умению понимать и ценить людей. Автор вместе со своей героиней считает, что жизнь учителя, если он имеет призвание к этой деятельности, неотделима от жизни учеников. В центре книг образ учительницы Марины Владимировны, человека неординарного, неравнодушного, творческого, и судьбы ее учеников. Она стремится воспитать в них лучшие человеческие качества. И ей удается влиять на них, пока они учатся в школе. Но вот ученики уходят в жизнь, и не все становятся благополучными. Анализируя истоки аморальных черт у своих воспитанников, связывая их зачастую с влиянием семьи, учительница все же за них берет вину и на себя, хотя совершенно ясно, что с неумением ее учеников противостоять соблазнам вряд ли может справиться один школьный учитель. Но таков уж характер у Марины Владимировны, таковы ее убеждения, что заставляют чувствовать их промахи, как свои.
Искандер Ф.А.
   Тринадцатый подвиг Геракла: рассказы. – М.: Сов. Россия, 1966. – 136с. – (Короткие повести и рассказы).
Совершенно замечательный рассказ, давший название сборнику, в лирическо-юмористической манере повествует об учителе со странным именем Харлампий Диогенович, который своими делами и поступками учит своих подопечных главному – быть людьми.
Кузнецова А.А.
   Земной поклон: повести. – М.: Сов. писатель, 1979.- 512 с.
Ведущая тема в творчестве Агнии Александровны Кузнецовой – воспитание и становление молодого человека. В настоящий сборник включены три повести.«Земной поклон» - произведение, давшее название всей книге, - посвящено великому труду и нелегкой судьбе учителя. Будни школы 70-х годов, занятия «кружка разведчиков» открывают подросткам окно в увлекательный мир прошлого, помогают воссоздать драматические события дооктябрьской поры.
Легенда о свет-траве, врачующей тяжелые человеческие недуги, увлекает воображение школьника Феди Власова, героя повести «Свет-трава». Реальные поиски волшебного средства в конце концов приводят Федора, уже студента, к открытию.
Горячая любовь к Родине – тема повести «Ночевала тучка золотая…». Героиня ее, Нонна Соловьева, с честью выходит из нелегких испытаний, выпавших на ее долю на чужбине.
Все три повести объединяет стремление писательницы полнее раскрыть духовный мир современного ей молодого человека.
Мурашова Е.В.
   Класс коррекции: повесть [для сред. и ст. шк. возраста]/ Екатерина Мурашова. – 2-е изд. – М.: Самокат, 2007.- 192 с. - (Серия «Встречное движение»).
ISBN 978-5-902326-35-9
Повесть Е. Мурашовой сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы и литературы о школе. Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего человека к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.
Полонский Г.И.
   Ключ без права передачи: три киноповести о школе. - М.: Дет. лит., 1980. – 208 с.
Книга объединяет три киноповести Георгия Полонского, посвятившего эти произведения теме нравственных исканий в школьные годы: «Доживем до понедельника», «Перевод с английского» и «Ключ без права передачи». Автор книги сам был школьным учителем прежде, чем профессионально занялся драматургией кино и театра. По всем тем повестям поставлены удачные кинофильмы. Секрет удачи их , наверное, в том, что явилось предметом внимания автора. Подростки и взрослые. Юные и пожилые. Учителя и ученики. Каковы их взаимоотношения. Как они влияют друг на друга. Тема труднейшая. Сложен духовный мир взрослых, но еще более таинствен мир детей. В киносценариях Полонского нет умных детей и глупых взрослых и нет умных взрослых и глупых детей. Всё смешано. Как в жизни. И те и другие учатся друг у друга. Сфера отношений у Полонского чаще всего – школа. И это еще больше осложняет каждую проблему. Учитель и ученик. Сколько песен, стихов, рассказов и фильмов посвящено учителям! И как мало рассказано об их мучениях. Невозможно отделить процесс учения в школе от воспитания хотя бы потому, что в школе, кроме прямой конструкции учитель-ученик, возникают куда более сложные межчеловеческие отношения. В сценариях Полонского есть любовь и к учителям и к детям. Может быть, именно это доброе и непредвзятое отношение к людям, без различия их возраста и положения, самое драгоценное. Полонский любит школу, знает ее, чувствует. Он знает, что в школе, казалось бы, незначительный факт может стать поводом для самых неожиданных событий, даже с драматическими последствиями! Содержания не пересказываю намеренно, подразумевается, что они уже прочитаны. А если нет – читайте книгу, смотрите фильмы. Это классика. Киноповести Полонского делают замечательное дело – объединяют учеников и учителей и как бы говорят: «Пожалуйста, уважайте, понимайте, любите друг друга!»
Полонский Г.И.
  Репетитор: пьесы. – М.: Сов. писатель, 1984. – 318 с.
В книгу входят пьесы «Доживем до понедельника, или Подсвечник Чаадаева», «Драма из-за лирики», «Репетитор», «Никто не поверит», «Перепелка в горящей соломе (Таланты и полковники)». Как и предыдущая, книга развивает тему воспитания воспитателей, становления души и характера» молодого человека.
Соломко Н.З.
   «Если бы я был учителем…»: Повести и рассказы. –М.: Дет. лит., 1987. – 207 с., ил.
В книгу входят повести «Белая лошадь – горе не мое», «Если бы я был учителем…» и рассказы «Любовь октябренка Овечкина» и др. о жизни современной школы 80-х годов, об учителях, молодых и опытных; о школьниках, их заботах и радостях.
Поляков Ю.М.
   Работа над ошибками: Повесть. М.: Современник, 1989. – 176 с.(«В начале жизни»).
Писатель затрагивает в повести ряд проблем, касающихся системы образования. В прошлом автор – педагог и поэтому знаком не понаслышке с проблемами воспитания молодого поколения, подготовки педагогических кадров и с многими другими вопросами школьного образования, которые он ставит остро и своевременно.
Распутин В.Г.
   Уроки французского: рассказ. – М.: Сов. Россия, 1981. – 64 с., ил.
«Уроки французского» выросли из вполне реальной истории, героиня которой, как потом рассказывал Распутин, однажды случайно наткнулась на книгу своего ученика и прочитала в ней благодарное признание. Распутин вернейшим образом угадал чувство вины перед учителями и «не за то вовсе, что было в школе… а за то, что сталось с нами после». Откуда же вина-то? Мог ли догадаться голодный мальчик, что учительница, играющая с ним в пристенок, как сейчас бы сказали азартную игру на деньги, обманывает этим наивным образом его мучительную гордость, чтобы помочь ему пережить трудные дни? Он поймет это позже, но вина станет только острее, потому что такие поступки наших учителей обязывают нас не ронять жизни, быть «после» по росту тем жертвам, которыми выкупили нашу жизнь родители и учителя. Специально не думая об этом, они сеют в нас острое чувство справедливости.
«Учитель, перед именем твоим…»: Сборник. - 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 223 с., ил.
Есть такое слово – подвижник. В нем сочетаются два очень важных понятия: «движение» и «подвиг». Они-то и выражают самую суть труда учителя, человека, который ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в каждого из нас частицу своего сердца.
В книгу вошли стихи и рассказы, отрывки из произведений, документальные очерки и воспоминания об учителе.
Цессарский А.В.
   Испытание: Повесть об учителе и ученике. – М.: Дет. лит., 1991. –191 с., ил. – (Диалог).
ISBN 5-08-001791-5
Сухомлинский когда-то сказал, что ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Мысль эту следует продолжить: школа – зеркало нравственной жизни общества. Кризис школы – это кризис всего нашего общества. Духовной основой в школе должна быть нравственность в отношениях учителя и ученика. Иначе разрушается самая основа обучения – они друг другу не доверяют. Как же подступиться сегодня нашей школе к выполнению великой воспитательной задачи? Каким ключом открыть душу таких, как герой книги Саша Шубин, для восприятия высоких идей? Как завоевать и удержать его доверие? Только одним путем – ИСКРЕННОСТЬЮ! Об этом повествует эта книга : о становлении личности подростка, об отношениях с родителями и учителями, о проблемах школьной жизни.



Авторы презентации:
ведущий библиотекарь С.В. Жигалкина
главный библиотекарь Т. А. Быкова

| назад |