К главной странице

БИБЛИОТЕКА
ГУМАНИТАРНОЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова

С(А)ФУ

| Главная | О библиотеке | Новые поступления | Каталоги | Электронная библиотека | Услуги |


 ГлавнаяВиртуальные выставки и презентации

Поэты русского рока.

Виртуальная выставка книг


« На второй мировой поэзии признан годным и рядовым...» - пел о себе один из самых ярких наших рок-пецов Александр Башлачев.

Вторая мировая поэзия... Вторая, рядом с официальной. Мировая... А что? Конечно, мировая! Ведь рок-культура уже захватила весь мир и стала его неотъемлемой частью. Сегодня невозможно представить общечеловеческую культуру без поэзии «Битлз», Боба Дилана, Джима Моррисона, Стинга и многих других рок-поэтов...

Вторая мировая... Поневоле возникает ассоциация со словом «война»... И действительно, становление рока не было гладким и мирным, так же, как, впрочем, и джаза. (Первая война была, очевидно, с джазом и легкой музыкой, так как тоталитарные режимы признавали только марши и хоровое пение. Вспомните хотя бы официальные лозунги 50-х годов : «Кто сейчас играет джаз — завтра Родину продаст!» и др.)

В свою очередь, рок с самого начала своего существования символизировал борьбу с отживающим, прогрессивного с реакционным. Рок-искусство явилось отражением взглядов молодых людей, которые не желали мириться с существующим положением вещей. Они смело бросали (и бросают!) вызов ценностям, кажущимся им ложными, заставляя внутренне содрогаться бюрократов и реакционеров всех мастей. Поэтому далеко не случайно, что уже при появлении первых рок-групп за рубежом и у нас на них тут же обрушилась продажная пресса. Так, например, в чем только не обвиняли «Битлз» и «Роллинг Стоунз» в начале их творчества... И в непрофессионализме, и в графоманстве, и в пропаганде дурного вкуса, в том, что они развращают молодежь. Что касается советского рока, то он с самого начала жестоко подавлялся, ибо рок, по образному выражению лидере группы «ДДТ» Юрия Шевчука, - это «боль, беда, правда, любовь и жизнь целого поколения нашей молодежи». В этом и лежит основная причина той необъявленной войны правоохранительных организаций, учреждений культуры и органов власти с этой музыкальной и шире — рок-культурой, включая ее специфическую поэтику.

Многие твердолобые критики до сих пор не признают эту субкультуру, а входящую в нее рок-поэзию за искусство не считают вообще. Конечно, если тексты рок-песен измерять привычными старыми мерками, в них часто можно обнаружить массу несовершенств. Но дело заключается в том, что большинство критиков рассматривают тексты рок-песен в отрыве от жанра рок-музыки как таковой, где все предельно взаимосвязано. Для рок-культуры наиболее характерна поэзия не целого произведения — стиха или поэмы, а отдельных фраз, которые в сочетании с музыкой дают органическую цепочку образов, воспринимаемых слушателями и дополняемыми их собственной фантазией.

Как известно, первые рок-группы появились у нас во второй половине 60-х годов. Их репертуар первоначально полностью состоял из самых популярных на тот период времени англо-американских хитов. Наши рок-ансамбли проходили вполне закономерный и естественный процесс постижения азов рок-музыки, без чего невозможно дальнейшее движение вперед, к самоопределению.

Одним из первых у нас, кто попытался доказать, что мелодика русского народного стихосложения и ритмическая гибкость протяжной песни не противоречат лексике рока, был Александр Градский. Ему принадлежит заслуга в том. Что он впервые переложил на рок-музыку высокую поэзию — Шекспира, Пастернака, Саши Черного и т.п. Заслуживают упоминания также опыты Градского по использованию в своих рок-песнях мотивов русского фольклора (песни «Скоморохи» и «Птицеферма», написанные еще во 2-й половине 60-х годов).

Приблизительно в то же время начинают сочинять песни на русском языке московские группы «Сокол», «Русь», а чуть позднее - «Миражи», «Красные дьяволята», «Грифы» и др. Однако это были всего лишь крохотные островки в океане всеобщего увлечения репертуаром англо-американских групп.

Пожалуй, наибольшую пищу для злопыхательств прессы в первой половине 70-х давали тексты Андрея Макаревича и «Машины времени» - первой группы, полностью перешедшей на русскоязычный репертуар. И тем не менее песни Макара молодежь и подростки пели во всех дворах. Песни «Солнечный остров», «Флаг над городом», «Битва с дураками» и др.вошли в анналы отечественной рок-музыки. Вслед за «Машиной времени» на русском языке начали петь «Високосное лето», «Оловянные солдатики», «Виктория», «Воскресенье» в Москве, «Мифы», «Аргонавты», «Невская волна», «Медный всадник» и некоторые другие в Ленинграде.

В конце 70-х вместе с ростом технического прогресса происходит качественный скачок в рок-поэзии, так как с улучшением качества звучания вокал и сам текст песен получали в роке гораздо большую смысловую нагрузку, чем раньше. Впервые в нашей стране «Аквариум» заиграл «новую волну», которая явилась не просто новым стилем, а принципиально новой моделью молодежной культуры. Именно тексты «новой волны» из «Аквариума» смогли приблизиться к настоящей поэзии. «Новая волна» принесла с собой оптимизм, иронию, многослойность поэтики, привела к совершенно осмысленной, кропотливойработе над словом. Вместе с новой эстетикой в песни наших рокеров входил новый герой — обычный, типичный мальчик с городских ландшафтов со своими заботами, мечтами, скукой, злобой, любовью и ненавистью. Однако этот герой уже был жестко «прописан» не только социально, но и географически — типично ленинградский, московский, а затем уже родом из далеких провинциальных городов России, но никак не герой лондонских или нью-йоркских улиц, у которых были совсем другие заботы и интересы.

Творчество «Аквариума» получило самый большой отклик среди студенческой молодежи и молодой интеллигенции, так как для его восприятия была необходима определенная культура и сумма знаний западной рок-музыки. Уже к середине 80-х Борис Гребенщиков становится признанным лидером советской рок-поэзии и основателем непревзойденной ленинградской школы рок-поэтов, из которой вышли Виктор Цой, «Майк» Науменко, Сергей Селюнин, Михаил Борзыкин, Алексей Вишня и многие другие самобытные рок-барды.

Что же касается Москвы, то первым из известных рокеров преимущества эстетики «Новой волны» осознал Сергей Рыженко (Выступал в составе « Машины времени» и «Последнего шанса», а затем создал новую группу «Футбол»). Однако в отличие от ленинградцев Рыженко сознательно отказывался от копирования каких-либо авторитетов, прививая каноны нового рок-мышления к московской почве своими собственными экспериментами. Вслед за Рыженко на московской сцене появляется целая когорта разнообразных по музыкальным пристрастиям коллективов, из которых наиболее самобытными были «Бригада С» с Игорем Сукачевым и «Звуки Му» во главе с профессиональным поэтом-переводчиком Петром Мамоновым. Мамонову, как никому не удавалось до этого,удалось успешно объединить с развитой рок-формой русскую карнавальную культуру — скоморошество, традиции городского романса и социальную остроту бардовских песен.

В 1985 году на горизонте московского рока появляется группа «Искусственные дети». Инициатором ее создания был поэт и бард Андрей Дидуров. Стиль коллектива определил его музыкальный руководитель Владимир Алексеев : «сапиенс-рок». «Искусственные дети» стали основой осуществленной Дидуровым новой идеи общения со зрителем — рок-кабаре. За свою десятилетнюю историю рок-кабаре «Кардиограмма» сплотило вокруг себя и воспитало целую плеяду левого крыла московского поэтического авангарда и рок-андеграунда... Только в «Кардиограмме» поэты явились создателями и руководителями рок-групп — таких как уже упомянутые «ИД», «Ломбард» во главе с Алексеем Гомазковым, «Бахыт-компот», созданный родоначальником отечественного куртуазного маньеризма поэтом Вадимом Степанцовым.

Ширящийся процесс демократизации рока привел к тому, что рок-движение охватило и многие провинциальные города. Следующим по значению городом, где сложилась своя оригинальная школа рок-поэзии «новой волны», стал Свердловск. Самыми известными группами этого города являются «Урфин Джюс». «Чайф», «Настя», «Апрельский марш» и, конечно, «Наутилус Помпилиус», сделавший из своих произведений шлягеры и в тоже время сохранивший какие-то свои, местные уральские специфические интонации, как в музыке, так и в текстах.

К фольклору, с его богатой палитрой забытых или забитых народных выражений, присказок, пословиц стали активно обращаться другие провинциальные рок-музыканты. Именно благодаря своим находкам в глубоких пластах национальной культуры получили огромную известность и популярность рок-барды Юрий Лоза (Саратов), Юрий Шевчук и «ДДТ» (Уфа), Сергей Богаев и «Облачный край» (Архангельск), Егор Летов и «Гражданская оборона» (Омск) и другие. Тогда же расцвел талант одного из самых ярких представителей рок-культуры — рок-барда из-под Череповца Александра Башлачева. «...И дар русской речи сберечь!» - эти слова одной из его песен заключали в себе смысл его творчества. Башлачев заставил засверкать потускневшие от времени и неупотребления драгоценные слова и смыслы, заставил их сиять новыми гранями.

Рок-культура, - это, по выражению Алексея Дидурова, эпос второй половины ХХ столетия. Она, как никакое другое искусство, волнует и будет волновать десятки миллионов молодых и не очень людей.

Автор презентации:
библиотекарь Жигалкина  С.В.

| назад |